|
Автор: Кирилл Василенко
По материалам сайта: http://www.studyin.ru
О реформе образования. Обзор интервью с Министром образования России Владимиром Филипповым.
Единый экзамен. Первые итоги.
Учащиеся и родители считают, что единый экзамен объективнее, чем приемная комиссия отдельно взятого вуза. И, кроме того, единый экзамен позволил более объективно оценивать и контролировать качество школьного образования. Например, у нас никогда не ставили выпускные "двойки" в школах. А экспериментальный экзамен выявил, что в среднем по России 6-8% учащихся знают отдельные предметы "неудовлетворительно". Большинство приходится на "тройки" и "четверки". 100 баллов получили по отдельным предметам всего несколько человек.
Я считаю, что высшая школа тоже от этого в выигрыше. Сейчас основной контингент хороших московских ВУЗов составляют "натасканные" дети. При этом теряется огромная масса способных будущих ученых, которые просто не могут себе позволить приехать в Москву на пробы. В рамках единого экзамена ребенок разошлет свои данные в 10 вузов страны, и ВУЗ не потеряет способного студента.
Целевой набор в ВУЗ. Что дает?
Речь идет о бесплатных бюджетных местах. И часть мест мы отведем под целевой прием. Суть целевого набора не в том, чтобы принять хуже подготовленного ребенка из деревни, а в том, чтобы подготовленные в столичных вузах специалисты вернулись обратно в деревню и работали там. То есть нужно проводить целевой прием для конкретных специальностей, например, медиков, учителей.
Интеграции науки и высшего образования. Как и зачем?
Сейчас в России наука поделена между несколькими ведомствами: Российской академией наук (РАН) с ее институтами и НИИ и высшей школой. Выходит так, что в вузах не хватает хорошего оборудования, а академикам не хватает молодежи.
В рамках Федеральной целевой программы "Интеграция фундаментальной науки и высшего образования"
будут созданы совместные учебно-научные центры на базе НИИ либо университетов,
ежегодно будут создаваться 1200 рабочих мест для талантливых молодых ученых, чтобы они работали по профилю.
Порядок создания таких совместных центров: две организации - образовательная и академическая - должны подать заявку, в которой подробно расскажут, какой учебно-научный центр они планируют создать. Деньги под эту программу распределят на конкурсной основе.
Таким путем университеты в будущем смогут зарабатывать на своей науке. Уже сейчас в ВУЗах вновь возросло количество прикладных научных исследований. Потому что начала подниматься промышленность, и владельцы предприятий, заботясь о конкурентоспособности своей продукции, вспомнили, что для этой цели выгодно привлекать ученых.
Иностранные студенты. Дополнительный заработок?
Среди тех немногих вещей, которые наша страна сейчас реально может экспортиовать, стоят образовательные услуги. В Америке доход от обучения иностранных студентов составляет от 9 до 12 млрд. долларов в год, у нас же на все высшее образование тратится только 1 млрд. долларов. Мы способны во много раз увеличить прием иностранных студентов. В ближайшие два-три года в 10 раз увеличится число китайских студентов, приезжающих в Россию учиться за деньги. Такая же возможность есть и с Индией. Правда, для этого мы должны создать соответствующие условия.
Нужно также развивать экспорт наших образовательных услуг за счет дистанционного обучения. С помощью дистанционных курсов, программ повышения квалификации мы можем предлагать свои программы в Европу и страны третьего мира - в Азию, Африку и Латинскую Америку. Россия имеет хороший потенциал, и надо только его реализовать технологически.
По материалам журнала "StudyIn - Образование без границ", сентябрь (N1) 2001
Полный текст интервью доступен на сайте www.studyin.ru
|
|