На главную страницу






Автор: Елизавета Кирсанова
Журнал "Элитное образование" декабрь 2001 г.
Единый Государственный Экзамен

Одно из направлений реорганизации системы образования, прошедшее в этом году проверку практикой, - единый государственный экзамен (ЕГЭ). В эксперименте приняли участие более 3-х тыс. человек (в июне было проведено около 37 тыс. человеко-экзаменов, в июле - 8,5 тыс.). В ростовской и Самарской областях, республиках Марий Эл, Чувашии и Саха-Якутии выпускные экзамены за среднюю школу по 10 предметам проводились по тестам, разработанным Центром тестирования Министерства образования РФ, результаты обрабатывались на ЭВМ и проверялись независимыми комиссиями. Кроме того, сертификат по результатам тестирования можно было предъявить в приемные комиссии ВУЗов, принявших участие в эксперименте, и при достаточно высоких баллах без вступительных экзаменов попасть в престижные ВУЗы. По замыслу авторов такая система тестирования позволяет:

объективно оценить знания выпускников любой школы России; уравнять в возможностях поступления в любой ВУЗ всех выпускников по всей стране (в советские времена в столичных ВУЗах училось 75% иногородних студентов и 25% москвичей, сейчас – 26 и 74% соответственно); облегчить ребятам жизнь, избавив от необходимости сдавать экзамены все лето; исключить взяточничество при поступлении в ВУЗ. На практике все задуманное в полном объеме реализовать пока не удалось. Как говорится: гладко было на бумаге, да забыли про овраги. Итак, по пунктам. Объективно оценить значения новая система позволяет, причем на столько объективно, что 8% одиннадцатиклассников по разным предметам получили двойки. И что они делали дальше – малопонятно. Кроме того, в процессе тестирования были отмечены некоторые чисто технические трудности: встречались ошибки в вариантах ответов, при передаче по электронной почте была потеряна часть выполненных тестов. Но это поправить достаточно просто. Обеспечить всем выпускникам равные возможности поступления ВУЗы пока не очень удалось. И здесь выявилось несколько проблем. Проблема первая. Уровень знаний учащихся в разных школах даже одного города настолько различается, что сегодня реально претендовать на продолжение образования могут только выпускники специализированных школ. Они и показали отличные результаты на едином госэкзамене, они и поступили в престижные московские ВУЗы. Так что эти возможности практически обеспечивает не ЕГЭ, а тот уровень знаний, который смог получить выпускник в школе, на подготовительных курсах и т.д. Проблема вторая. Далеко не все руководители ВУЗов согласны принимать абитуриентов только по результатам ЕГЭ. И большинство, во главе с ректором В. Садовничим, как раз категорически против, считая такой способ оценки знаний не удовлетворяет высоким требованиям ведущих ВУЗов России. Перечень таких ВУЗов, рискнувших принять участие в эксперименте, совсем невелик. Проблема третья. Список ВУЗов, конечно, невелик, но поступивших в эти ВУЗы по результатам ЕГЭ совсем мало. Единственный ВУЗ, где число принятых по ЕГЭ двузначно, - Высшая школа экономики (ГУ-ВШЭ). Сюда поступили 14 человек. В Текстильный институт – двое, а в Университете дизайна и технологий и МИРЭА вообще нет первокурсников, принятых на основании ЕГЭ. Это значит, что информацией о возможностях поступления получившие сертификат не располагали. Относительно большой набор в ГУ-ВШЭ объясняется тем, что здесь хорошо налажена работа со школьниками не только по Москве, но и в регионах. Избавить выпускников от необходимости сдавать экзамены все лето, как показал наш опыт общения со студентами ГУ-ВШЭ, удалось бы, если бы сами выпускники не сдавали вступительные экзамены в несколько ВУЗов для подстраховки и возможности выбора. Наиболее ответственно относящиеся к своему будущему юноши и девушки хорошо подготовлены, поэтому их не пугают вступительные экзамены. Исключить возможность взяточничества при поступлении в ВУЗ системы ЕГЭ, видимо, позволяет, так как тестирование проводится обезличенно. Зато тезис о снижении материальных затрат родителей на подготовку к поступлению в ВУЗ пока не выдерживает никакой критики. При той подготовке, которую дети получают в неспециализированной общеобразовательной школе, поступить в престижные ВУЗы практически не удается. А за спецшколы, курсы или репетиторов так или иначе приходится платить. Однако, несмотря на все недочеты и проблемы можно говорить о положительных изменениях общественного мнения по отношению к единому государственному экзамену. Об этом свидетельствует как включение в эксперимент 2002 года новых субъектов Российской Федерации, так и увеличение числа высших учебных заведений, которые примут в нем участие.
br> Перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в эксперименте по введению единого государственного экзамена в 2002-2003 годах:

Республика Башкортостан
Республика Марий Эл
Республика Мордовия
Республика Саха (Якутия)
Удмуртская Республика
Чувашская Республика - Чувашия
Красноярский край
Калининградская область
Липецкая область
Новгородская область
Оренбургская область
Ростовская область
Самарская область
Томская область
Псковская область
Челябинская область
 
Hosted by uCoz